Артикуляционная гимнастика
Для
чего нужна артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов речи (губ,
языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы
ребенок научился произносить сложные звуки ([с],[з],[ш],[ж],[л],[р]), его губы
и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение,
без труда совершать многократные переходы от одного положения к другому. Этому
и поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Польза
артикуляционной гимнастики:
-
Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха
некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи
логопеда;
-
Дети со сложными нарушениями произношения оказываются лучше подготовлены к
занятиям с логопедом;
-
Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым
произношением (о таких говорят "каша во рту");
-
Занятия артикуляционной гимнастикой помогут и детям, и взрослым говорить
правильно и красиво.
При
плохой постановке звуков нужна артикуляционная гимнастика для детей, цели
которой — это:
·
выработать
определённое положение языка, губ, щёк, которое необходимо для произношения
конкретного звука или их группы;
·
натренировать
мышцы органов речи, которые не имеют нужного тонуса;
·
для
того, чтобы язык, губы, щёки могли быстро менять своё положение и удерживать
его.
При
самостоятельном выполнении родителям сначала нужна помощь логопеда, который
определит проблемы ребёнка, а затем подскажет, как правильно организовать
занятия. Эта мера необходима, поскольку существуют разные типы нарушения
звукопроизношения, которые возникают как при гипертонусе, так и при вялости
мышц.
Общие рекомендации
Родители
должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько
занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы
артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать
картинки, выполнять всё в форме игры.
Помните
о следующих правилах:
В
первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного
контроля положения губ, движений язычка. Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как
именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно
видеть такое положение.
Цикл
занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным.
Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое
упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то
понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
Занятие
строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно,
потом можно дальше работать по плану.
Упражнения
необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
Каждому
возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение
основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и
чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься
статическими упражнениями.
Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.

Все
упражнения делятся на 2 большие группы — статические и динамические.
Задача
первых — научить удерживать положение, как на изображении.
А вторая
группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений
речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:
«Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на
нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение
считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10
секунд.
«Грибок» — упражнение, при котором кончиком
языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.
«Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в
верх, как слоник.
Упражнения для
освоения разных динамических движений:
«Часики»: рот широко открыт, а язык занят
такой же работой, как и маятник часов — двигается из стороны в сторону от
одного уголка рта к другому.
«Качели»: положение челюсти тоже, что и в
«часиках», только теперь язык раскачивается, как качели — вверх и вниз, от
верхней губы к нижней.
Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие весёлым и лёгким. В сети много четверостиший, которыми можно сопровождать занятия.
Детям нравятся занятия с
использованием разнообразных продуктов и предметов:
- - втягивать
спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
- - положить
съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к
носу;
- - вытягивается
язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше
удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;
- - язык
выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
- - облизать
чупа-чупс с разных сторон.
Комплексы упражнений
Артикуляция малышей во время
артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по
упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата,
которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который
сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.
Комплекс для развития
мышц губ
·
Попеременное
чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.
·
Раскрыть
рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой
зубы.
·
Завести
верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.
·
Завести
нижнюю губу под зубы верхней челюсти.
·
Пофыркать
губами так, как это делают лошадки.
Комплекс для развития
мышц языка
-
Кончиком
языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.
-
Высунуть
изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя…», «бя-бя…».
-
Высовывать
изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то
«жалом».
-
Чередовать
поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.
-
Делать
из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.
-
Упражнение
«гармошка»: кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком
положении открывать-закрывать рот.
Комплекс для развития
мышц щек
·
Надувать
и сдувать щёки.
·
Попеременно
надувать то левую, то правую щеку.
·
Выдувать
мыльные пузыри, дуть в трубочку.
·
Хлопать
себе по надутым хомячьим щекам.
·
Втягивать
щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы
складывались, как у рыбки.
Советы родителям
1.
Чем
чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей
артикуляционного аппарата.
2.
Если
занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата
ускоряется.
3.
Когда
в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте
делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно
весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
4.
Помните,
что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у
него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно
демонстрировать свой восторг и радость его успехам.
Логопедам
Успех занятий зависит от трёх факторов:
-
правильной
диагностики нарушений произношения звуков;
-
строгой
последовательности нарастания сложности упражнений;
-
воевременной
коррекции положений языка и губ с помощью массажа или инструментов, если у
ребёнка не получается скопировать их правильное размещения.
-
Занятия, которые
проходят с яркой эмоциональной окраской, имеют хороший отклик работоспособности
у малышей. Помните, что для них это, прежде всего, игра, а придание её
коррекционного смысла — ваша задача.
Весёлые сказки
Причинами нарушения произношения могут быть слабость
мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение
выполнять языком и губами точные целенаправленные движения). Чтобы проверить,
не это ли является причиной Ваших проблем, расскажите ребенку сказку «У
бабушки с дедушкой» .
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ - В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами).
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух).
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК - НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы).
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).