Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов речи (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки ([с],[з],[ш],[ж],[л],[р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного положения к другому. Этому и поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Польза артикуляционной гимнастики:

- Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда;

- Дети со сложными нарушениями произношения оказываются лучше подготовлены к занятиям с логопедом;

- Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым произношением (о таких говорят "каша во рту");

- Занятия артикуляционной гимнастикой помогут и детям, и взрослым говорить правильно и красиво.

При плохой постановке звуков нужна артикуляционная гимнастика для детей, цели которой — это:

·         выработать определённое положение языка, губ, щёк, которое необходимо для произношения конкретного звука или их группы;

·         натренировать мышцы органов речи, которые не имеют нужного тонуса;

·         для того, чтобы язык, губы, щёки могли быстро менять своё положение и удерживать его. 

При самостоятельном выполнении родителям сначала нужна помощь логопеда, который определит проблемы ребёнка, а затем подскажет, как правильно организовать занятия. Эта мера необходима, поскольку существуют разные типы нарушения звукопроизношения, которые возникают как при гипертонусе, так и при вялости мышц.

Общие рекомендации

Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

Помните о следующих правилах:

В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка. Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.

Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.

Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.

Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.

Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.

Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.


Упражнения Окошко и Чистим зубы

Упражнения Месим тесто и Чашечка

Упражнения Дудочка и Заборчик

Упражнения Маляр и Грибочек

Упражнение Киска и Поймай мышку

 Упражнения Лошадка и Пароход

Упражнения Слоник и Индюки

 Упражнения Орешки и Качели

 Упражнения Часики и Блинчик

 Упражнения Варенье и Шарик

 Упражнения Гармошка и Барабанчик

 Упражнения Мяч и Парошют

 Упражнения Ворота и Замок закрыт

Упражнения Замок открыт и Ключик

 Упражнения Спрятали ключик и Пора спать

 Упражнения Лопатка и Тесто

 Упражнение Вазочка и Варенье

 Упражнения Мячик и Догонялки

 Упражнения Карусели и Грибы собираем

 Упражнения Часики и Кукушка

 Упражнения Расстроились и Иголочки

 Упражнения Катушка и Молоточек

Все упражнения делятся на 2 большие группы — статические и динамические.

Задача первых — научить удерживать положение, как на изображении.

А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:

«Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10 секунд.

«Грибок»упражнение, при котором кончиком языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.

«Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в верх, как слоник.

Упражнения для освоения разных динамических движений:

«Часики»: рот широко открыт, а язык занят такой же работой, как и маятник часов — двигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.

«Качели»: положение челюсти тоже, что и в «часиках», только теперь язык раскачивается, как качели — вверх и вниз, от верхней губы к нижней. 

Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие весёлым и лёгким. В сети много четверостиший, которыми можно сопровождать занятия.

Детям нравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

-     -   втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;

-     - положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;

-      -  вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;

-       - язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;

-       - облизать чупа-чупс с разных сторон.

Гимнастика для языка с соломкой

Комплексы упражнений

Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.

Комплекс для развития мышц губ

·         Попеременное чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.

·         Раскрыть рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой зубы.

·         Завести верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.

·         Завести нижнюю губу под зубы верхней челюсти.

·         Пофыркать губами так, как это делают лошадки.

Комплекс для развития мышц языка

-        Кончиком языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.

-        Высунуть изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя…», «бя-бя…».

-        Высовывать изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то «жалом».

-        Чередовать поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.

-        Делать из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.

-        Упражнение «гармошка»: кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком положении открывать-закрывать рот.

Комплекс для развития мышц щек

·         Надувать и сдувать щёки.

·         Попеременно надувать то левую, то правую щеку.

·         Выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку.

·         Хлопать себе по надутым хомячьим щекам.

·         Втягивать щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы складывались, как у рыбки.

Советы родителям

1.                  Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.

2.                  Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.

3.                  Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.

4.                  Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

 

Занятие с логопедом 

Логопедам

Успех занятий зависит от трёх факторов:

-        правильной диагностики нарушений произношения звуков;

-        строгой последовательности нарастания сложности упражнений;

-        воевременной коррекции положений языка и губ с помощью массажа или инструментов, если у ребёнка не получается скопировать их правильное размещения.

-        Занятия, которые проходят с яркой эмоциональной окраской, имеют хороший отклик работоспособности у малышей. Помните, что для них это, прежде всего, игра, а придание её коррекционного смысла — ваша задача.

 

Весёлые сказки 

Причинами нарушения произношения могут быть слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения). Чтобы проверить, не это ли является причиной Ваших проблем, расскажите ребенку сказку «У бабушки с дедушкой» .

      

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ - В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами).

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух).

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК - НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы).

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Добро пожаловать в логопедическую мастерскую учителя- логопеда МАДОУ № 555 г. Новосибирск

На свете так много различных профессий, И в каждой есть прелесть своя, Но нет благородней, нужней и чудесней, Чем та, кем работаю я! Педагог...