Цели и задачи логопедического кабинета
Цель: Своевременное исправление речевых нарушений у
детей
дошкольного возраста.
Задачи:
• Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей,
нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи, физического
развития и индивидуально-типологических особенностей детей
• Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного,
нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и
содержание работы с каждым из них.
2. Коррекционно-педагогическая работа
учителя-логопеда в ДОУ
Работа учителя-логопеда предполагает:
• коррекцию речевых нарушений;
• развитие речи;
• формирование процессов: внимания, памяти,
мышления, восприятия, моторики;
• совершенствование
интеллектуально-познавательной деятельности;
• развитие коммуникативных функций;
• подготовку к обучению грамоте;
• использование компьютерных развивающих и
речевых игр.
3. Направления работы логопеда
1. Диагностика: мониторинг /промежуточный и
конечный/ качества логопедических услуг.
2. Коррекция: индивидуальная; подгрупповая;
групповая.
3. Организационно – методическая поддержка:
педсоветы; семинары; круглый стол; семинары-практикумы, мастер-классы.
4. Просветительско-профилактическое
сопровождение: родителей; воспитателей через родительские собрания;
выступления; оформление тематических папок, стенда; сайт МАДОУ д/c № 555
5. Консультационная помощь родителей и
воспитателей через индивидуальные и групповые тематические консультации.
4. Функции кабинета
Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного
психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или
ослаблению имеющихся нарушений. Проведение обследования ребенка с целью
разработки индивидуального плана коррекционной работы с ребёнком. Проведение
подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий. Оказание консультативной
помощи педагогам, родителям.
5. Правила пользования логопедическим
кабинетом
• влажная уборка кабинета производится 2 раза
в день;
• ежедневно проводится проветривание кабинета;
• кабинет оборудован зоной для подгрупповых
занятий, зоной для индивидуальных занятий, игровой зоной;
• по окончании рабочего дня проверяется
закрытость окон, отключение электрических приборов.
В кабинете создана предметно-развивающая среда
в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС и основными педагогическими
принципами:
Системности (материал систематизирован, составлен паспорт
логопедического кабинета с перечислением всего материала и оборудования);
Доступности (дидактические игры и игрушки хранятся на
нижних открытых полках, методический материал и документация логопеда – на
верхних закрытых полках);
Здоровье
сбережения (имеется основное и
дополнительное освещение (над индивидуальным зеркалом), проведена пожарная
сигнализация, стены кабинета белого цвета, имеются пособия для зарядки глаз,
кабинет легко проветривается);
Учета индивидуальных особенностей и
потребностей детей (учет возрастных и физических особенностей детей, мебель
регулируется под детей данной группы; наглядный, дидактический материал и игры
подобраны в соответствии с возрастом детей и структурой дефекта).
Вариативности (наглядный методический материал и пособия
имеют много вариантов использования - в зависимости от возраста детей, задач
обучения и структуры речевого дефекта).
6. Оснащение кабинета
Рабочий стол 1шт.
Кресло 1шт
Шкаф для пособий 2шт
Компьютер 1шт.
Принтер 1шт.
Детский
стол 2шт
Детский стул
12шт
Зеркало
индивидуальное 12шт.
Разрезная азбука (настенная) 1шт.
Логопедический стол с зеркалом 1шт.
Набор
цветных карандашей 100шт.
Наглядный
материал, используемый для обследования 1шт.
Речевые
игры (по кол-во детей)
Методическая
литература 40шт.
Наглядный материал по развитию речи,
систематизированный в папках.
Наборное полотно 1шт.
Ковер
напольный 1шт.
Документация
учителя-логопеда
1.Нормативно-правовая база. Законы РФ.
2.Годовой план организационно-педагогической работы
учителя-логопеда.
3.Адаптированные программы для детей ОВЗ, Рабочая
программа
4.Перспективный
план коррекционно-педагогической работы.
5.Календарно-тематический
план фронтальных занятий.
6.План-конспекты
подгрупповых, индивидуальных занятий.
7. Циклограмма
деятельности.
8.График
работы учителя-логопеда.
9.Копии
протоколов ППк.
10.Речевые
карты.
11. Паспорт
логопедического кабинета
12.Журнал
учета посещаемости логопедических занятий.
13.Индивидуальные
тетради детей.
14.Отчеты.
Годовой отчет.
15.Папка
консультаций.
16. Папка
по самообразованию.
17.Динамика
речевого развития (мониторинг коррекции речевых нарушений).
|
Пособия логопедического
кабинета
1. Центр диагностирования:
-
набор звучащих предметов (погремушка, бубен, дудочка, барабан, свисток и
др.);
-
поющие игрушки — петушок, птичка.
-
«почтовый ящик» — коробка с прорезями и набором геометрических фигур;
-
разрезные предметные картинки разной конфигурации и сложности, из 2, 3, 4, 6
частей;
-
игра «Четвертый лишний»: наборы карточек с изображением 4 предметов;
-пирамидки
из 4 — 8 колец;
-
набор матрешек и кубиков разной величины и цвета;
-
счетный материал в пределах 20 (наборы мелких предметов: елочек, грибочков,
шишек, счетных палочек);
-
изображение контуров предметов и их частей;
-
наборы карточек, помогающих выработать обобщающие понятия;
-
игра «Сравни и отличи»: наборы картинок типа «девочка — кукла»;
-
игра «Бывает - не бывает»: сюжетные картинки разной сложности с нелепыми
ситуациями.
Перечень диагностических методик.
- Большакова Е.С.
Логопедическое обследование ребенка. М, 1995 г.
- Бессонова Т.П.,
Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Издательство АРКТИ, 1998 г.
- Грибова О.Е. Технология
организации логопедического обследования. М, Айрис-пресс, 2007 г.
- Диагностика нарушений
речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного
образовательного учреждения. Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2002 г.
- Забрамная С.Д.,
Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического
обследования детей. М., Владос., 2005 г.
- Иншакова О.Б. Альбом
для логопеда. М., 1998 г. Издательство «АРКТИ», 1998 г.
2. Центр развития фонематического слуха и
звукового анализа и синтеза
«Мы познаем мир»:
- раздаточный материал
и материал для фронтальной работы по формированию
навыков звукового и
слогового анализа и синтеза, навыков анализа и синтеза
предложений (семафоры,
разноцветные флажки, паровозики для определения места
звука в слове, пластиковые
кружки, квадраты, прямоугольники разных цветов и т. п.)
-
«Что услышал, что увидел»: картинки-слова, близкие по звуковому составу: рак
— лак — мак — бак; дом — ком — лом — сом;
звуков
всех групп. игры и пособия для обучения
грамоте и формирования готовности к школе;
- слоговые таблицы;
- разрезной алфавит, магнитная азбука и азбука для коврографа;
-
буквари;
-
кассы букв и слогов по количеству детей;
-
конверты с паровозиками (схемами слов), фишками, палочками (для выкладывания
букв) на каждого ребенка;
- ребусы,
кроссворды, изографы.
Пособия и технологии по подготовке к обучению грамоте.
Глинка Г. Буду
говорить, читать, писать правильно. С.-П., Питер, 1999г.
Дурова Н., Невская Л. От звука к букве. От слова к
звуку. М., Школьная пресса, 2001г.
Ефименкова Л.
Формирование речи у дошкольников. М., 1985г.
Журова А.
Обучение дошкольников грамоте. М., Школьная пресса, 2002г.
Левчук Е.
Грамматика в сказках и рассказах. С.-П., Детство-пресс, 2004г.
Пожиленко Е. Волшебный мир звуков и слов. М.,
Владос, 1999г.
3 . Центр
« Сказочка»
Настольно-печатные игры для обогащения словаря
ребенка.
-
«Большие и маленькие» — набор картинок, игрушек, изображающих животных и их
детенышей;
-
«Что забыл нарисовать художник?» — набор картинок, изображающих предметы и
части предметов;
-
«Скатерть-самобранка» — предметные картинки с изображением различных продуктов
питания;
-
«Зоологическое лото» — картинки домашних, диких животных, животных жарких
стран, Севера;
-
«Чудесный мешочек» — набор мелких предметов, игрушек для закрепления лексики,
собранных в яркий матерчатый мешочек;
-
«Скажи наоборот» — набор картинок, к которым подбираются антонимы;
-
«Вкусный сок» — набор картинок, изображающих различные фрукты, картинка с
изображением стакана с соком;
-
«На воде, в воздухе, на суше» — картинки с изображением транспорта;
-
«Наша семья» — изображение членов семьи, выполняющих различные действия:
бабушка вяжет, мама варит обед и т.п.;
Кукольный
и настольный театр, пальчиковый театр, маски, атрибуты
4. Центр социализации: Улитка « Умняша»
-
«Как Вася одевался» — дидактическая кукла с предметами одежды, обуви, головных
уборов в соответствии с сезонами или соответствующие картинки (употребление
существительных в винительном падеже ед. и мн. числа);
-
«Что с чем?» — картинки, изображающие предметы (например, ключ, замок, молоток,
тарелка), необходимые в быту (употребление существительных в творительном и
родительном падежах);
-
«Что кому нужно?» — наборы картинок, изображающих людей разных профессий и
орудия их труда (употребление существительных в дательном падеже); «Волшебный
сундучок» — картинки с изображением одного, двух, пяти различных предметов
(согласование существительных с числительными 1, 2, 5);
-
«Исправь» — набор опорных слов-карточек, картинки — символы предлогов
(составление грамматически правильного предложения);
-
«Чем питается?» — наборы картинок с изображением животных, птиц и их корма
(употребление существительных в творительном падеже);
Пособия и технологии
по формированию словаря и лексико-грамматического
строя речи
Бессонова
Т.Грибова О. Дидактический материал по обследованию речи детей. М., Аркти,
1998г.
Герасимова А.
Учим глаголы, предлоги, антонимы. М., 2000г.
Жукова Н.
Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1994г.
Крупенчук О.
Научите меня говорить правильно. С.-П., 2005г.
Ткаченко Т.
Формирование лексико-грамматических представлений. М., 2005г.
Филичева
Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи
дошкольника. Екатеринбург. Арго, 1997г.
Филичева Т.Б.. Совершенствование связной речи.
М., 1994г.
5. Центр развития связной речи:
Мнемотаблицы,
мнемокарты, схемы, Папки по темам: детский сад, семья, овощи, фрукты, ягоды,
профессии, школа, транспорт, мебель, продукты питания, наш край, космос,
защитники Отечества, моя Родина, посуда, деревья и кустарники, домашние
животные, дикие животные, перелетные птицы, зимующие птицы, насекомые, цветы
садовые, цветы первоцветы, дом, одежда, обувь;
-
серии последовательных сюжетных картинок от простых по содержанию (2 — 3) до
более сложных (3 — 5); - схемы для составления описательных рассказов;
- наборы
игрушек «кукольный театр» для инсценирования сказок.
- лото,
домино по изучаемым лексическим темам.
Пособия и технологии по ознакомлению
с окружающим миром и развитию связной
речи.
Антонова
Л. Развитие речи. Ярославль, 1997г.
Балобанова
В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в
условиях дошкольного образовательного учреждения. С.-П., 2002г.
Бондаренко
А. Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение, 1991г.
Ефимовский
И. Игры, стихи, загадки для развития речи. С.-П., 2005г.
Жукова
Н. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1994г..
Капитовская
О. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями. С.-П., 2005г.
Лопухина
И. Логопедия. Упражнения для развития речи. С.-П., 1999г.
Миронова
С. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях в группах для детей с
нарушением речи. М., 1993г.
Нищева
Н. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР,2005 г.
Ткаченко
Т. Если дошкольник плохо говорит. С.-П., 1998г.
Ткаченко
Т. Формирование и развитие связной речи, С.-П. Детство-пресс, 1998г.
Филичева
Т.Б., Тумакова Т.В. Совершенствование связной речи. М., 1994г.
6. Центр коррекции
звукопроизношения :
-
набор звуков-символов;
- серии
предметных картинок для постановки звуков;
-
профили артикуляции звуков;
- картотека материалов для
автоматизации и дифференциации звуков всех групп
(слоги, слова,
словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты);
- настольно-печатные
дидактические игры для автоматизации и дифференциации
Пособия
и технологии по формированию правильного звукопроизношения.
Галанов А. Логопедическое лото. Звуки: с, сь, з, зь,
ц, ж, ш, ч, щ, л, ль, р, рь. М., 2002г.
Коноваленко В. Домашние тетради для
закрепления произношения звуков. М., 1998г.
Коноваленко. В. Коррекция произношения
звуков: й, г, к, х. М., 1999г.
Лазаренко А. Альбомы для автоматизации
произношения звуков (с, ш, ч, щ, р.) М., 2001г.
Мусова И. Логопедические чистоговорки.
М., 1999г.
Новоторцева Н. Рабочие тетради по
развитию речи на все группы звуков. Ярославль, 1996г.
Нищева Н. Будем говорить правильно.
С.-П., 2002г.
7. Центр « Дышалочка»:
- дыхательные тренажеры,
игрушки и пособия для развития дыхания (свистки,
свистульки, дудочки,
воздушные шары, вертушки, султанчики, пластмассовые стаканчики с
теннисными шариками и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки,
сухие листочки, лепестки цветов и т. д.).
8. Центр « Цветная ниточка:
Картотека игр,
упражнений для развития тонких движений пальцев и кистей рук
Таблицы — иллюстрации
этих упражнений.
Материалы для развития графических навыков детей:
- Альбомы, тетради,
раскраски.
- массажные мячики разных цветов и размеров;
- «пальчиковые бассейны» с различными наполнителями;
-
игрушки-шнуровки, игрушки-застежки;
-кнопочная
мозаика;
- плоскостные
изображения предметов и объектов для обводки по всем
изучаемым
лексическим темам, трафареты, клише, печати;
-
пирамидки;
-пособие
«Зашнуруй ботинок» — ботинок со шнуровкой;
- пособие
«Собери бусы» — набор больших деревянных бус с отверстиями для шнура;
-
набор шнурков разного цвета.
Методическая и
развивающая литература
по развитию мелкой моторики..
- Гаврина С., Кутявина Н. Развиваем руки - чтоб
учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, Академия развития, 1998г.
- Гатанова Н. Развиваю мелкую
моторику. С.-П., 2000г.
- Крупенчук О. Готовим руку к письму.
Рисуем по клеточкам. С.-П., Литера, 2005г
- Любина Г. Рука развивает мозг.
Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004
- Макарьев И. Если ваш ребенок левша.
С.-П., «Мик», 1995г.
- Новоторцева Н. Учимся писать.
Обучение грамоте в детском саду. Ярославль, Академия развития, 1998 г.
- Филиппова С. Подготовка дошкольников
к обучению письму. Санкт-Петербург, 1997 г.
Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. С.-П., Лань, 1996г.
9. Центр
сохранения здоровья
- тренажёры для глаз,
мультимедийные зрительные гимнастики по принципу Базарова.
-дыхательные гимнастики, пальчиковые
гимнастики (комплексы)
- физминутки, массаж ушных раковин, релаксационные паузы
– антистрессовые подушки) (комплекс)
- Су-Джок, игры- шнуровки
10. Центр « Актерского мастерства»
-атрибуты к театрализованным играм
-разные виды театра
- фланелеграф, маски, музыкальные инструменты,
музыкально-дидактические игры
Используемая литература:
·
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические
рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
– М.: Школьная Пресса, 2003.
·
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи
//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для
детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
·
Примерная программа коррекционно-развивающей
работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Нищева
Н.В. – СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2012.
·
Коноваленко С.В Комплект тетрадей:
«Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков Москва. Гном и Д». 2007г.
·
Новоторцева Н.В. Комплект тетрадей: «Рабочая тетрадь по развитию речи».
Ярославль, Академия развития. 1996.
·
Нищева Н.В. «Картотеки подвижных
игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики», С-Пб. «Детство-пресс». 2009г.
·
Филичева Т.Б., Туманова Т.В.
Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей
дошкольного возраста. М. Дрофа, 2009
·
Аганович З.Е «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления
лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников» с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001
·
Каше Г. А. Подготовка к школе детей
с недостатками речи. М: Прос., 1985.
·
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально - подгрупповая работа с
детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
·
Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
-